Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление по образованию Брестского облисполкома
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
"УПК детский сад - начальная школа д. Ковердяки"
Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление по образованию Брестского облисполкома
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
"УПК детский сад - начальная школа д. Ковердяки"
Что такое сексуальное насилие и почему дети могут стать жертвой?
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка или подростка в сексуальную активность со взрослым для получения последним сексуального удовлетворения. Принуждать ребенка или подростка совершать сексуальные действия могут и другие подростки.
Сексуальное насилие включает широкий спектр действий:
Как показывает опыт, сексуальное насилие над детьми характеризуется прогрессирующим развитием: начав с наблюдения за тем, как ребенок моется, раздевается, или с разговоров на запретные для ребенка сексуальные темы, с поцелуев, насильник вовлекает его в прямые половые контакты. Однако и первые, «невинные», этапы развития отношений могут вызвать у ребенка чувство вины, стыда, беспокойства и др. последствия и являются не менее травматичными для психики ребенка, как и непосредственно половое сношение.
Широко распространено мнение, что виновником сексуального насилия над ребенком является незнакомый для него человек. Отчасти это так: примерно в половине случаев нападения на детей и подростков вне дома насильник является чужим для ребенка или подростка человеком. 75-80% всех случаев сексуального насилия в отношении детей совершает знакомый, близкий им человек или родственник.
Жертвой сексуального насилия может стать и мальчик, и девочка. Наиболее уязвимый возраст — 8-12 лет, но даже грудные дети могут подвергаться сексуальному насилию.
После того как насилие раскрыто, может создаться впечатление, что все было так очевидно: и насильник вел себя подозрительно, и ребенок мог бы рассказать об этом раньше, и близкие ему люди могли бы давно обратить внимание на появившиеся изменения в его поведении. Однако особенность сексуального насилия такова, что секретность является важным условием его существования. Насильник, чтобы избежать уголовного преследования, различными способами требует от жертвы молчания с помощью угроз, шантажа, подкупа.
Роль учителя при раскрытии сексуального насилия над ребенком
Можно выделить три основных задачи, стоящие перед учителем (психологом, воспитателем, социальным работником) в случае раскрытия сексуального насилия над учеником.
Рассказ ребенка о сексуальном насилии, которое совершали с ним, — это тяжкое испытание для тех, кому приходится это выслушивать. Шок, неверие, отрицание, гнев, жалость и отвращение — все это нормальные реакции на такое признание.
Часто первым побуждением учителя или другого лица становится желание отделаться от ребенка, сказать себе, что все это он выдумал, и поскорее забыть. Со всем этим нужно и можно справиться, чтобы оказать необходимую поддержку и помощь ребенку. При этом необходимо учитывать следующее:
Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним сексуальном насилии, в значительной степени внушены насильником:
Маленькие дети считают взрослых могущественными, всезнающими людьми. В случае с сексуальным насилием они часто полагают, что близкие им люди знают о происходящем. Так, 6-летний мальчик на вопрос тети, почему он так долго молчал об ужасном насилии, которому подвергался со стороны отца, ответил: «А я думал, ты знаешь».
Любая форма жестокого обращения с ребенком – это прежде всего психологическая травма, которая затрагивает все сферы функционирования ребенка — физиологический, интеллектуальный, личностный, межличностных взаимоотношений и социальной компетентности. Следствием этих нарушений является формирование в семье, где произошло насилие над ребенком, специфических отношений, особых жизненных сценариев, которые могут существенно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Специалисты, работающие в интернатных учреждениях, приютах, из личного опыта знают, что дети из асоциальных семей, подвергавшиеся различного рода насилию, отстают в физическом и психическом развитии. У многих детей развиваются т.н. психосоматические болезни — неврозы, аллергические заболевания, а также гастриты, колиты, язвы желудочно-кишечного тракта. Как известно, последняя группа заболеваний является лидирующей в структуре заболеваемости детей школьного возраста, т.о., причина высокого уровня заболеваемости школьников может быть не только в качестве школьного питания, но и во взаимоотношениях: взрослый (учитель или родители) — ребенок.
Самым важным является то, что под влиянием пережитого в детском возрасте насилия формируется травмированная личность, характеризующаяся целым комплексом психологических особенностей. И эти особенности легко узнаваемы: низкая самооценка, неспособность добиваться успеха и строить продуктивные взаимоотношения. Такие дети часто становятся козлами отпущения в школе, дома, позднее — в собственной семье, на работе. У одних жертв последствия насилия проявляются в виде агрессивности, жестокости, склонности к саморазрушению, у других — беспомощности, неуверенности в себе, своих силах, страхах. Практически все дети и подростки, пережившие насилие, являются группой риска по девиантному и делинквентному поведению, они сами могут стать насильниками, совершать правонарушения, вовлекаться в употребление наркотиков, проституцию.
Какие признаки в поведении ребенка в школе могут указывать на вероятность того, что ученик подвергся сексуальной агрессии или развращению:
Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии
Чего не стоит делать?
Чтобы оказать помощь ребенку, вам нужно знать, кто совершал насилие над ребенком и где это происходило; как относится ребенок к насильнику, если это близкий для него человек; боится ли он сообщить родителям; жалуется ли ребенок на физическое недомогание, боли.
Например, если ученица вам рассказывает, что насилие совершал отчим, а мать не верит и не поддерживает ее, значит, существует реальная угроза, что насилие будет повторяться вновь и вновь. В этом случае вам надо подумать о том, какие меры следует принять для обеспечения безопасности девочки.
Другой пример: ребенок подвергся нападению незнакомого мужчины по дороге из школы домой, но боится сказать родителям, потому что они наказывают его за малейшую провинность. В этом случае вы можете пойти вместе с ребенком к нему домой и объяснить родителям, что в происшедшем нет вины ребенка и продумать вместе с ними, как помочь ребенку справиться с травмой. Таким образом, учителя могут оказать значительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние ребенка, подвергшегося насилию. Важно помнить, что роль учителя заключается только в том, чтобы внимательно выслушать ребенка, а не добиваться от него подробностей и не проводить расследование самому. Это дело сотрудников милиции.
После раскрытия
Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы должны сообщить об этом соответствующим органам.
Факторы безопасности детей в учреждениях дошкольного образования интересуют как педагогов, так родителей. Для первых важно бескомпромиссно обеспечить детскую безопасность, а вторые хотят быть уверены в том, что их малыш будет огражден со всех сторон.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У воспитанников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Для решения этих задач необходимо:
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Физическая безопасность детей в учреждении дошкольного образования
Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Угрозой в данном случае могут рассматриваться как внешние (террористические, криминальные, неадекватное поведение взрослых), так и внутренние (технические состояние зданий и территории, наличие опасных участков и предметов). Для обеспечения безопасного нахождения малышей необходимо проводить ежедневный контроль состояния групповых помещений и игровых площадок.
Детей отдавать разрешается только непосредственным родителям. Остальным людям можно отдавать детей только с предварительного письменного согласия родителей.
Безопасность здоровья детей в учреждении дошкольного образования
Для безопасности здоровья детей и профилактики инфекционных и простудных заболеваний в учреждении дошкольного образования должен соблюдаться температурный режим, режим проветриваний и освещенности помещений, не должно быть сквозняков. Персонал должен регулярно проходить медицинское обследование на предмет отсутствия инфекционных заболеваний. Ежедневно должна проводиться уборка помещений, а периодически и дезинфекция. Дети и персонал должны соблюдать правила личной гигиены.
Профилактика травматизма и снижение риска несчастных случаев
К сожалению, даже самые строгие меры безопасности не исключают несчастных случаев. Особенно это актуально в случае с маленькими детьми, которым свойственно активное поведение, что в сумме с неорганизованной пока координацией движений и слабой ориентацией в пространстве может приводить к трагическим последствиям. Для минимизации травматизма, необходим четкий контроль и организация действий детей в соответствии с распорядком дня. Дети должны переходит из одной точки в другую парами, держась за руки. Воспитатель всегда должна удостовериться, что все дети пришли в конечную точку. Образовательный процесс должны проходить под четким контролем педагога и не нести в себе угрозы для здоровья и жизни. Запрещено оставлять детей самих без присмотра воспитателя или его помощника. С детьми необходимо проводить занятия о правилах поведения дома, на улице, на природе и правилах дорожного движения.
Помещения и детская мебель, площадки должны быть травмобезопасны. Крупная мебель, которая может упасть на ребенка, должна быть прикреплена к стене. А процесс прогулок, игр, обучения, питания четко регламентирован и обязателен для выполнения всем персоналом. Особенно это важно в случае активных игр и питания. Горячую пищу нельзя наливать в тарелки, когда рядом находятся дети. Предметы для игры должны быть безопасны для малышей и соответствовать их возрасту. Острые углы на улице и в помещениях должны быть закрыты, также надо закрывать низко расположенные стекла. В зимнее время с территории должен убираться лед и сосульки с крыш.
Памятка для педагогов, работающих с детьми с
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Список рекомендаций и стратегий, указанный ниже, составлен специально для педагогов, работающих с детьми с ОПФР с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями.
Общие рекомендации
1. Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.
2. Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.
3. Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
4. Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
5. Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
6. Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.
Тактика поведения с учениками (стратегии).
1. Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.
2. Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
3. У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:
а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;
б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.
Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.
4. Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
5. Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
6. Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
7. Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
8. Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
9. Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.
10. Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
11. Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.
12. Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что, только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.
13. Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
14. Хвалите учеников за их хорошее поведение.
15. Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА,РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:
Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
РАБОТА НА УРОКЕ:
- задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;
- задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;
- новый материал нужно давать порциями;
- обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;
- в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)
- наиболее сложная информация должна даваться ученику с ОПФР в период его наибольшей работоспособности на уроке
Психолого-педагогические рекомендации по организации оценочных ситуаций в учебном процессе
При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:
· Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
· Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
· Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
· Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;
· Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
· Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.
· Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
· Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
· Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
· Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
· Оценка ученикам с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. За внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок
· Значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ОПФР благоприятного психологического климата на уроке, т.к. Цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия
· Сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается
· Поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче
ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:
ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:
Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым
Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины
Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным
НО:
Ребёнка хвалят – он учится быть благородным
Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя
Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других
Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым
Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей
Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире
ПРИЁМЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ЭТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР:
· Не убеждать, а понимать;
· Не контролировать, а стимулировать;
· Не навязывать, а высказывать;
· Не приказывать, а советовать;
· Не подменять, а доверять;
· Не уничтожать, а ровнять;
· Не руководить, а участвовать;
· Не навязывать, а выбирать;
· Не окриком, а юмором;
· Не обвинять, а защищать.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ:
1.Принимать ребёнка таким, какой он есть.
2.Исходить из интересов ребёнка.
3.Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка.
4.Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка)
5.Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6.Как можно чаще разговаривать с ребёнком.
7.Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
8.Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты, … ).
9.Избегать переутомления ребёнка.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:
I. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
II. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
III. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.
IV. Наказания не должны унижать ребёнка.
V. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
VI. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
VII. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
VIII. Развивать способность к эмпатии.
IX. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
X. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
XI. Учить брать ответственность на себя.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ:
1.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2.Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
3.Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4.Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5.Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
6.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
7.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
8.Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
9.Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
10.Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11.Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Согласно девятому принципу Декларации прав ребенка от 1959 года, “ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации”.
Основным международным документом, регламентирующим вопросы защиты прав детей, является Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция о правах ребенка предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:
“Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы:
а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания”.
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия “жестокое обращение” и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
Причины жестокого обращения с детьми:
- безработица или низкая материальная обеспеченность;
- алкоголизм одного или обоих родителей,
- одиночество или распавшийся брак;
- слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,
- физическое или психическое переутомление;
- незрелость родителей;
- эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
- отсутствие привязанности к ребенку;
- чрезмерная требовательность;
- рождение другого ребенка;
- большое количество детей.
Работа классного руководителя по профилактике
фактов жестокого обращения.
13.Взаимодействие с администрацией школы.
Действия в случае выявления жестокого обращения
Классный руководитель:
Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию
им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми.
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
При сборе информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.
Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения. Такой ребенок способен также демонстрировать повышенную агрессивность: легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного.
Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как:
а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;
б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот;
в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать, вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.
Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.
Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.
Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые социальным педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.
Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.
Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко лгут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным педагогом и др.
Итак, условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются:
Никто не станет отрицать, что для благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, благополучная семья, способная обеспечить основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:
Типы семей.
Кроме перечисленных выше, следует выделить и такие типы семей:
Почти все эти типы семей, кроме патриархальной и нуклеарной, относятся к группе социального риска.
Группы риска — категории населения, в том числе дети и подростки, более других склонные совершать аморальные или уголовно наказуемые поступки.
Какую же семью мы относим к категории неблагополучных? В первую очередь сюда относятся:
Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно негативно сказывается на ребенке.
Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры, скандалы. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, увидишь, что ее сплоченность — лишь видимость. По существу она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет уважения друг к другу, тепла, взаимопонимания.
Таким образом, неблагополучная семья, в первую очередь, та, где имеются явные дефекты воспитания. Критерием является отношение к ребенку. Поэтому некоторые внешне благополучные полные семьи являются неблагополучными в плане воспитания детей. Дефекты воспитания — это и есть первый и главный показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степени благополучия или неблагополучия семьи — только отношение к ребенку. Только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Стало быть, говорить о ребенке в неблагополучной семье — значит, говорить о том,
Факторы неблагополучия семьи:
1) пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для малыша не только в детские годы, но и на протяжении всей его жизни. Из-за него дети попадают в детские дома, из-за него дети лишаются родителей. 80% семей, не способных обеспечить воспитание детей, поражены пьянством. Это означает, что 80% таких семей состоит из отца-пьяницы или матери-пьяницы, либо оба родителя пьют;
2) депривация (лишение ребенка эмоционального, сенсорного, социального благополучия). Иными словами, заброшенность ребенка, его неухоженный вид. Депривация — это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой
Различают три вида депривации: эмоциональную, сенсорную и социальную.
Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания.
Сенсорная депривация — это лишение ребёнка физического, телесного контакта; прикосновения, объятия, поглаживания, поцелуя.
Социальная депривация – это результат недостатка социальных влияний: безнадзорность, изоляция от психически здоровых детей и др.;
3) жестокое, неуважительное отношение к ребенку, проявляющееся в физическом и психическом насилии;
4) бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
5) безнравственность родителей, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
6) отсутствие благоприятного психологического климата в семье;
7) авторитаризм или либерализм, безнаказанность и всепрощенчество по отношению к детям;
8) наркомания, тяжёлые хронические и инфекционные заболевания родителей.
Проблемы воспитания в неблагополучной семье.
В неблагополучных семьях существуют проблемы (а порой их собирается целый букет), которые негативно влияют на воспитание и развитие ребенка. Среди них следующие:
1) материальные проблемы. Они могут быть связаны с безработицей одного или обоих родителей, с их низкой заработной платой, неумением планировать и расходовать семейный бюджет, с пьянством и др. Ребенок уже с дошкольного возраста замечает разницу в материальном достатке своей семьи и своих обеспеченных сверстников, которые имеют красивые игрушки, вкусные лакомства, компьютерные игры и т. д. У него зарождается зависть, желание быть богатым, все иметь. Отсюда — и детское воровство, и агрессия.
2) недостаток времени, в том числе для совместных дел, общения с ребенком. Мать постоянно занята работой, домашними делами, собой; отец – зарабатыванием денег, своими проблемами. Времени для ребенка у таких родителей практически нет; он чувствует раздражение, усталость и замыкается, отдаляется. Особенно это ощутимо, если мать одна воспитывает сына. Это расстояние постоянно увеличивается, и, когда ребенок подрастает, он старается избегать мать, компаний друзей, уходит из дома, грубит и пр.;
3) неполная семья. Это состояние очень неблагоприятно для ребенка: отсюда эгоизм из-за того, что мать и другие родственники чтобы компенсировать отсутствие второго родителя, балуют, заласкивают, потакают его прихотям;
4) непослушание детей из-за непонимания родителями их причин. Многие родители решают эти проблемы с помощью жестоких наказаний, окриков, унижений, оскорблений детей;
5) безотцовщина, бедность, агрессивность, которые, как правило, сочетаются. Все это очень уродует детские души. Став взрослыми, многие избиваемые дети сами становятся садистами — эстафета зла и жестокости становится бесконечной;
6) вещизм. Если в доме постоянно ведется разговор о вещах, их приобретении, то и ребенок старается проникнуться интересами близких. Как уберечь детей от ненормальной привязанности к вещам? Ведь многие не жизнь любят, не деятельность, не творчество, а вещи. Они рабы вещей. Вещизм в семье — признак ее неблагополучия, он ведет к пресыщенности. А последствия этого могут быть самые разнообразные, вплоть до патологических. Есть одно средство от пресыщенности, от лени, от печали, раздражения. Это любой труд, труд на пользу людям;
7) проблема инфантилизма. Главным образом она характерна для мальчиков, будущих мужчин. Те, кто вовремя не созрели, в чьем поведении и характере сохраняется много детского, и есть психически незрелые люди, т. е. инфантилы.
8) проблема дети современных «Кармен». Когда мама постоянно «влюбляется», она и не представляет, не понимает пагубности для дочери (или сына) собственного поведения. Судьба детей эгоистичных и безжалостных «Кармен» разная: одни подражают матерям, а другие пылают презрением к материнской философии и становятся сдержанными, сухими, правильными, потом могут появиться психическая анорексия, дисгармония. Нынешних «Кармен» ничто не останавливает в их эгоистических страстях. Многие подбрасывают своих детей бабушкам, иногда даже случайным людям, а нередко оставляют в неврологических санаториях или детских домах;
9) «измененная» семья (семья в повторном браке). Проблемой в такой семье являются отношения отчима или мачехи к неродным детям. Особенно ситуация осложняется, если родился общий ребенок. Какие чувства обуревают старшего ребенка? Ревность, злость, ненависть, чувство заброшенности, одиночества. Много проблем вызывают ситуации при решении вопроса свиданий с ребенком отца, бабушки или дедушки.
Бывают ситуации, когда создание новой семьи ставит женщину перед выбором: ребенок или муж. И, к сожалению, женщина иногда делает выбор не в пользу ребенка, тогда ребенок чаще всего живет с бабушкой и дедушкой. Психика ребенка очень хрупка, различные стрессовые ситуации, которые ребенок пережил когда-то, влияют на его психическое развитие.
Ребенок может столкнуться со следующими, ситуациями, связанными со стрессовой обстановкой в семье, которая может повлиять на его психологическое благополучие:
Реакция детей на психическое и физическое неблагополучие в семье:
— замкнутость, уход в себя;
— агрессия, жестокость, озлобленность;
— непослушание, грубость;
— плаксивость, забитость;
— заикание;
— неврастенические реакции: страхи, тики;
— уход из дома;
— суицид.
Следует отметить следующее: чтобы ребёнок чувствовал себя благополучно, многие родители должны изменить себя. Педагоги могут помочь им:
1) осознать, обозначить для себя проблемы, существующие в их семье;
2) сделать практические шаги к устранению этих проблем;
3) в случае необходимости обратиться за помощью к специалистам: социальному педагогу, воспитателю, психологу, психиатру и другим специалистам.
Особое внимание в работе педагогов отводится профилактике — это комплекс превентивных (предупредительных) мер, проводимых путём организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. В данном случае необходимо предоставлять достоверную информацию для родителей, которая способствовала бы предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
Советы педагогам.
* Неблагополучные, «трудные» родители требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.
* Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах неблагополучия ребенка в семье, нарушениях родителями его прав.
* Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей.
* В ситуации, угрожающей здоровью и жизни ребенка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей.
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
СЭВ—это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Выгорание—это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки, внутренних ресурсов с ним можно успешно бороться.
Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах.
Рекомендуются следующие музыкальные произведения:
—при переутомлении и нервном истощении «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
—при угнетенном меланхолическом настроении-ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта
—при выраженной раздражимости, гневе — «Сентементальный вальс» Чайковского;
—при снижении сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
—расслабляющее действие— “Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
—тонизирующее воздействие— “Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.
Участниками конфликта могут быть:
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений основного воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия основной воспитатель — воспитатель.
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
Недостаточная осведомленность родителя о деятельности детского сада, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Говоря о прогнозировании конфликтов в детском саду, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя.
Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта
Реагирование на конфликтное поведение
Человек попадет в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими в жизни. Как реагировать на такие ситуации?
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации
Буллинг — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Главные компоненты буллинга:
Существуют следующие виды буллинга:
Психологический буллинг имеет несколько подвидов:
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.
Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.
В ситуации травли всегда есть:
Типичные черты обучающихся, склонных становиться "агрессорами" буллинга:
Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.
"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.
Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.
В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения). Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга, чем мальчикам.
Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться.
Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.
Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.
Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:
Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.
Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга?
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.
Признаки буллинга:
Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:
В случае возникновения в классе буллинга необходимо:
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, то скажите ребенку: