Советы педагога социального

Родителям о ВИЧ-инфекции

Подавляющее большинство людей, живущих с ВИЧ, в Республике Беларусь составляет молодежь в возрасте 15 – 29 лет. Основными факторами, повышающими риск инфицирования ВИЧ, являются: рискованное сексуальное поведение и употребление психоактивных веществ, включая инъекционные наркотики.
Среди наиболее опасных тенденций в развитии эпидемии можно выделить рост числа случаев полового пути передачи ВИЧ и увеличение удельного веса женщин. Это означает, что эпидемия вышла за рамки отдельных групп и распространяется среди населения в целом. Увеличение количества ВИЧ-инфицированных женщин ведет к росту числа детей, живущих с ВИЧ.
В связи с этим возрастает потребность в эффективной систематической профилактической работе, направленной на обеспечение школьников достоверной информацией о ВИЧ-инфекции, путях передачи и способах профилактики инфицирования; формирование жизненных навыков, снижающих уязвимость молодых людей в условиях распространения заболевания, а также толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ.
Важная роль в формировании у школьников поведения, безопасного с точки зрения инфицирования ВИЧ, принадлежит родителям. Однако, для того, чтобы родители имели возможность участвовать в профилактике ВИЧ-инфекции, они должны владеть достоверной информацией по проблеме ВИЧ/СПИДа и уметь преподносить эту информацию детям в соответствии с их возрастными особенностями.
 
Как поговорить с ребенком о ВИЧ/СПИДе
Все родители переживают за своих детей, и это вполне естественно. Само понятие «родительство» предполагает наличие потребности оградить своих детей от всевозможных проблем в настоящем и будущем. Мы предостерегаем их от всех возможных и невозможных опасностей, помогаем справляться с трудностями, буквально руками разводим тучи над головой любимого чада.
Но, иногда, слепо защищая ребенка от агрессивного мира, мы забываем, что он не всегда будет находиться под нашим крылом, что ему придется жить самостоятельно и задача родителей не создать безопасный вакуум, а научить ребенка жить самому, выходить победителем из всевозможных трудных ситуаций.
 
«Родители знают все»
С самого младенчества ребенок свято в это верит, поэтому задает бесконечные вопросы. Это необыкновенно приятно – чувствовать себя всезнающим и умелым в глазах собственного ребенка, поэтому мы с энтузиазмом пускаемся в длительные рассуждения на любые темы, волнующие малыша. Гордые собой, своей эрудицией и педагогическим талантом, мы перестаем замечать, что время идет, вопросы становятся все сложней, а темы, волнующие ребенка, все серьезней и актуальней.
И наступает момент, когда мы понимаем, что не готовы ответить, поскольку заданный вопрос, затронутая тема никогда не обсуждались в семье. Ребенок поставил нас в тупик. Что же делать?
В ситуации, когда Вы обладаете только обрывочными знаниями, стоит высказать свое отношение к проблеме, свою позицию. Как раз это и будет то, что нужно ребенку в данный момент. Невозможно разговаривать с ребенком на темы, касающиеся ВИЧ-инфекции, не имея правильных представлений и уверенной позиции в отношении данной темы. Всю необходимую информацию о ВИЧ-инфекции родители могут узнать на рабочем месте, у специалистов.
 
«Дети знают все»
Они получают информацию гораздо быстрее нас с вами, в гораздо большем объеме и из гораздо большего количества источников. Но, в силу возрастных особенностей и отсутствия жизненного опыта они, к сожалению, не могут ее использовать. Информация собирается, складируется, но остается безоценочной до тех пор, пока проблема не становится жизненно важной и приходится принимать решение.
И нет никакой уверенности в том, что знания, которыми владеет ребенок, истинны, отношение к проблеме сформировано и выбор, который он сделает – правильный.
 
Помочь ребенку
Перед родителями стоит непростая задача – помочь ребенку разобраться в море противоречивой информации, выработать отношение к ней, сформировать ответственную жизненную позицию. У Вас есть уникальная возможность сделать это, тем самым, подготовив ребенка к самостоятельной жизни, поскольку именно вы являетесь для него эталоном, примером и учителем. Но вам нужно торопиться, пока Ваше место не заняли телевидение, глянцевые журналы, приятели и друзья со своими «знаниями», представлениями и советами.
Несмотря на неустанное желание помогать, не забывайте о главном:
-    никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении;
-    воспитатель должен быть строгим, но добрым;
-    если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
-    если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
-    если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
 
«Сложная тема»
Разговор с ребенком о ВИЧ/СПИДе можно отнести к «сложным» темам, таким, как разговор о смерти или сексе. Именно поэтому родители откладывают его «на потом», когда малыш подрастет и … сам найдет ответы на все вопросы. К сожалению, приобретение собственного опыта в данном вопросе может привести ребенка к непоправимым последствиям.
В каком возрасте можно начинать «серьезно» разговаривать с ребенком? Если ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, а вы до сих пор по разным соображениям ограждали его от подобных тем, то попытка наконец-то раскрыть ему глаза на все сложности жизни ни к чему не приведет. Вы безнадежно опоздали! Подросток все узнал сам, и вы вдруг обнаруживаете, что его жизненная позиция кардинально отличается от вашей.
Но даже в этой ситуации нужно помнить, что подростки живут не в замкнутом пространстве, они ежедневно сталкиваются с различными сторонами жизни, часто склонны к рискованному поведению. Хорошо, когда ответы на волнующие вопросы подросток получает от родителей, а не от своих приятелей. Не ждите, когда придется столкнуться с этой проблемой, создавайте атмосферу доверия и открытого обсуждения «волнующих» тем, задолго до наступления сложного подросткового возраста.
 
О чем говорить с ребенком?
Дошкольный возраст – золотое время для закладки фундамента доверия между детьми и родителями, основных жизненных ценностей, формирования у ребенка «внутренней картины здоровья» и потребности в здоровом образе жизни.
Основной принцип, которому необходимо следовать, обсуждая серьезные проблемы с детьми – дозирование информации и предоставление ее в форме, доступной для понимания ребенка.
Так, дошкольникам, в силу возраста обладающим конкретными формами мышления, абсолютно бессмысленно, а иногда и просто опасно рассказывать «взрослыми» словами о причинах и симптомах различных заболеваний, в том числе и о ВИЧ-инфекции. Расскажите, используя детский анатомический атлас, как устроен человеческий организм, для чего нужно питание, дыхание.
Дети хотят быть уверенными в безопасности: своей и вашей, и задача родителей – сделать эту безопасность реальной. С помощью рисунков и сказочных персонажей простыми словами, не детализируя (детали абсолютно не интересуют ребенка!), объясните правила личной гигиены, приучите ребенка к аккуратности: мойте руки и приучайте к этому ребенка с раннего возраста, чистите зубы ребенку, а затем приучите к этому его самого. Простые гигиенические мероприятия должны стать необходимыми и естественными для него: организуйте прогулки, движение, физические упражнения на свежем воздухе – это тоже процесс формирования у ребенка полезных привычек.
А это произойдет только тогда, когда вы, помимо объяснений, будете показывать на собственном примере их действенность!
Замечательно, если ваш ребенок – школьник настойчиво требует от вас разъяснений по поводу увиденного по телевизору или прочитанного в журнале. Не уходите от ответа и не переводите разговор на другую тему! Школьнику нужны конкретные ответы на вопросы, и он уже в состоянии их понять.
Расскажите, что знаете сами, избегая сложной и непонятной терминологии, так как неизвестные слова и термины могут стать причиной тревоги и страхов у ребенка.
Младшие школьники необыкновенно любознательны, они любят учиться, и вы можете эти особенности для достижения своих воспитательных целей. Круг обсуждаемых с ребенком проблем уже может быть достаточно широк, а формы общения разнообразнее. Наиболее простой и эффективный способ ведения беседы на «сложные темы» - обсуждение каких-либо конкретных материалов: книг, статей, мультфильмов, документальных фильмов. Предложите ребенку обсудить просмотренный совместно научно-популярный или художественный фильм на «нужную» вам тему (только не забудьте ознакомиться с его содержанием до того, как показать ребенку!). Разъясните то, что ребенку непонятно, попросите его сформулировать свое отношение к теме, придумать варианты решения проблемы.
Помните, ничто так не объединяет семью, как совместная деятельность, сопровождаемая откровенными и доверительными разговорами!
Подростковый возраст – наиболее тяжелый период и для самого ребенка, и для его семьи. Теплые, доверительные отношения с ребенком неожиданно перестают быть таковыми, вы перестаете узнавать своего сына или дочь. Ребенок становится неуправляемым, самоуверенным, черствым по отношению к родным.
Не паникуйте! Этот период надо пережить, причем сделать это вместе. Это переходный период, как для детей, так и для родителей: ребенок должен стать взрослым и самостоятельным, а родитель – сменить роль воспитателя на роль друга.
Вам может показаться, что ребенок вас не слышит, что все ваши разговоры уходят в пустоту, что ребенок в вас не нуждается. На самом деле это не так!
Вы нужны ему, он нуждается в вашей помощи и поддержке, хотя и не хочет в этом признаться.
Сами инициируйте общение, придерживаясь некоторых правил:
-     не бойтесь признаться ребенку в своей некомпетентности;
-     никогда не разговаривайте в назидательном тоне;
-     чаще спрашивайте у него совета;
-     беседуйте «на равных»;
-     не стесняйтесь проявлять чувства, даже если вам кажется, что это не солидно;
-     не позволяйте себе критиковать друзей ребенка, ведь это его выбор;
-     обсуждая проблему, позволяйте ребенку самому сделать выводы и принять решение.
 
Как говорить с ребенком о ВИЧ/СПИДе?
Одной из самых непростых тем сегодня является проблема ВИЧ/СПИДа, и как бы мы не хотели перенести обсуждение этого вопроса «на потом», обсуждать это необходимо на всех этапах развития ребенка.
Родители могут прояснить детям ряд непростых вопросов, связанных с проблемой ВИЧ/СПИДа, получив в свою копилку знаний ряд рекомендаций специалистов. Нельзя забывать и о самых маленьких, в разговоре с которыми нужно приготовить сказки и увлекательные игры.
Конечно же, разговор о вирусе иммунодефицита человека (ВИЧ) не возникает на «пустом» месте, к такому разговору нужно подготовиться как родителям, так и детям. Лучше обсуждать такую тему дома, в спокойной обстановке, когда найден подходящий момент для обсуждения, а дети проявляют интерес к разговору и активно вовлекаются в процесс обсуждения.
Родителям важно помнить, что главное в этом процессе – преподнесение адекватной для возраста ребенка достоверной информации.
Основой для разговора на тему ВИЧ-инфекции может стать разговор о безопасном поведении в отношении собственного здоровья, что поможет защитить ребенка, когда он вырастет.
Найдите в себе силы поговорить с вашим ребенком о ВИЧ/СПИДе.
Это может быть трудный разговор, но начать его необходимо, потому что:
-     риск инфицироваться ВИЧ для подростка вполне реален;
-     вы не можете постоянно следить за тем, что делает ваш ребенок;
-     подросток никогда не признается вам в своих проблемах, если подобные темы никогда не обсуждались в семье.  
Как начать разговор:
-     обдумайте, что и как вы хотите сказать вашему ребенку;
-     признайтесь, что чувствуете себя неуверенно, начиная разговор. Скажите что-нибудь вроде: «Я не знаю, что и как тебе сказать. Мои родители никогда не говорили со мной об этом. Жаль, что они этого не делали»;
-     можете начать, сказав, что многие люди, живущие с ВИЧ, инфицировались в подростковом возрасте, и затем рассказать, каким образом передается ВИЧ и как себя вести, чтобы этого не случилось.
Если вы сами, по каким-либо причинам, не можете вести откровенные беседы со своим ребенком относительно его «неправильного» поведения, если для вас существуют «запретные» темы, обсуждать которые вы не можете, то вы всегда можете обратиться к специалисту-психологу (не путать с психиатром или психотерапевтом) и получить от него необходимые рекомендации и навыки общения с ребенком.
 
Заключение
ВИЧ-инфекцию принято относить к болезням «поведения», и защитить детей от этого заболевания можно лишь одним способом – воспитав гармоничную личность, ответственно относящуюся к своему здоровью и поведению, имеющую четкую жизненную позицию и обладающую навыками безопасной жизнедеятельности.
И ответственность за безопасное будущее наших детей лежит на нас, родителях.
свернуть

Предупреждающие знаки суицида

Как уберечь ребенка от сексуального насилия!

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Что делать, если страшное уже произошло?

Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

Зачастую ребенок не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

В сложившейся ситуации важно вывести ребенка на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.

 

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

свернуть

10 правил безопасности для детей в интернете

Безопасность детей - забота взрослых

Уважаемые родители!

В виду того, что существует опасность и угроза жизни и здоровью детей есть необходимость обучать детей, что они должны знать. Ваша задача содействовать работе учреждения образования по этим вопросам.

1. Пожарная безопасность:

  • не баловаться спичками и зажигалками;
  • не разрешать детям самостоятельно пользоваться газовой и электрической плитой, электроприборами;
  • нельзя прятаться в комнате, где возник пожар, нужно выйти из квартиры и позвать на помощь;
  • необходимо знать номер телефона пожарной службы.

2. Правила безопасного перехода через дорогу, правила езды на велосипеде:

  • необходимо научить ребенка, прежде чем переходить улицу, посмотреть направо и налево, нет ли, где машины;
  • подождать, когда автобус уедет, а потом переходить дорогу;
  • не кататься на велосипеде (санках) на проезжей части;
  • в транспорте необходимо сидеть на сиденье и крепко держаться за поручни.

3. Опасность контактов с незнакомыми взрослыми:

Незнакомые люди не всегда желают вашему ребенку добра, от некоторых можно ждать беды. Поэтому научите детей не открывать дверь незнакомому человеку и объясните, что нельзя уходить с незнакомыми на улице, даже если он пообещал шоколад или игрушку.

4. Опасности вокруг нас: дома и в учреждении образования:

  • очень опасно высовываться в открытое окно или выглядывать через перила балкона – можно упасть вниз;
  • нельзя облокачиваться на стекло, оно хрупкое, может треснуть и больно поранить;
  • не трогать баночки с лекарствами, чтобы не отравиться;
  • в розетку нельзя совать пальцы или металлические предметы, чтобы не получить удар током;
  • мокрый пол – очень скользкий. Нельзя бегать по нему, можно упасть;
  • не трогай крышки кастрюль, стоящих на плите, чтобы не обжечься и не опрокинуть их;
  • подключенный к розетке утюг нагревается. Не трогай его, чтобы не обжечься;
  • не крути ручки газовой плиты. Это опасно для жизни;
  • не бегай стремглав по лестницам, чтобы не оступиться и не упасть.

5. Забота о здоровье: навыки личной гигиены, профилактика заболеваний:

  • необходимо научить ребенка ухаживать за своим организмом – чистить зубы, мыть руки с мылом, не ходить по лужам, не есть снег, не брать в рот острые и режущие предметы;
  • детям старшего дошкольного возраста необходимо рассказать о строении тела человека (костная, кровеносная система, работа сердца, легких), научить беречь свой организм – не падать, не обрезаться, не пить холодную воду;
  • научить элементарным правилам оказания первой помощи – промыть чистой водой ранку и прикрыть чистой тканью.

6. Контакты с незнакомыми животными – объяснить детям, что очень опасно гладить и кормить с рук чужую собаку или кошку, они могут быть больными и заразными. У всех животных срабатывает инстинкт самосохранения – они могут укусить или поцарапать.

7. Опасности во дворе:

  • напомнить детям, что лесенка, горка, качели на детской площадке – места для развлечений, а не для баловства. Расшалился – упал, а это очень больно, можно даже сломать что – нибудь;
  • не стоит уходить со двора с кем-нибудь за компанию, можно привлечь неприятности;
  • играя с другими детьми, не дерись и не толкайся. Это не вежливо и может быть опасно для жизни.

8. Ядовитые растения и грибы:

Приучить ребенка не брать в руки и пробовать те растения и грибы, которые он не знает, это может привести к отравлению организма.

Уважаемые родители, будем серьезно относиться к этим вопросам.

Ваш ребенок должен знать:

  • свое имя, фамилию;
  • имя, отчество родителей;
  • домашний адрес.

Эти знания ему помогут, если он потеряется и заблудится.

свернуть

Условия успешного семейного воспитания

Семья для ребенка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру, и всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат , это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Условия успешного семейного воспитания

Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии ребенка:

  • его физической культуры;
  • культуры общения с близкими людьми;
  • культуры домохозяйства и быта;
  • культуры труда и досуга;
  • культуры адекватного полоролевого поведения;
  • культуры общения;
  • культуры самообразования.

Успешное становление личности ребенка в семье достигается , если  родители:

  1. последовательно удовлетворяют базовые потребности ребенка. По Маслоу, это:

- физиологические потребности – в пище, тепле, движениях, жилище, отдыхе;

- в безопасности своего существования, в постоянстве, порядке;

- в любви, привязанности и принадлежности к определенной  социальной группе;

- в уважении и признании со стороны значимых для ребенка лиц, в позитивной самооценке;

 - в самоактуализации, т.е. в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощения «себя»;

  1. помогают ребенку сохранять душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегают от стрессов;
  2. внимательно относятся к тем мыслям, радостям и тревогам, которыми ребенок хочет поделиться с ними;
  3. находят в себе силы уважать ребенка и его достоинство несмотря ни на что, не позволяют себе жестоких слов и грубых действий в отношении ребенка, всегда способны найти в нем то, за что стоит похвалить, сказать слова любви и признания;
  4. признают право ребенка на самостоятельный выбор, самостоятельные решения, самостоятельные действия;
  5. помогают ему, насколько это возможно, стать счастливым от его собственных достижений в жизни, в деятельности, в общении с людьми.

Педагогическое  мастерство родителей сходно с деятельностью педагога. Педагогическое мастерство родителей – это комплекс существенных характеристик воспитателя, позволяющих в любой ситуации воспитания чувствовать себя готовым к решению создавшихся проблем, обеспечивающих выбор и реализацию оптимальных способов разрешения возникающих противоречий. В структуре педагогического мастерства ученые выделяют следующие компоненты:

  • направленность,
  • специальные знания,
  • педагогическая техника.

Направленность – это система устойчиво доминирующих  мотивов, определяющих действия и поступки человека. Ведущий мотив родителей – это любовь к ребенку. Сложность родительской позиции в том, что она двойственна. Во-первых, это действительно определенный отказ от себя, собственных амбиций, настроений, самоограничение; во-вторых, это ограничение ребенка, регуляция его потребностей, запросов, интересов.

Специальные знания, необходимые для семейного воспитания, можно охарактеризовать следующими позициями:

  • психологические знания, позволяющие познать сложности развития ребенка на том или ином этапе, понять его индивидуальность, узнать отличительные особенности, выявить психологический смысл своих ошибок;
  • педагогическое знание – о путях, формах, способах и средствах эффективного воздействия на ребенка;
  • общая эрудиция родителей, их умение стать для ребенка вначале источником сведений об окружающем мире, а впоследствии надежным проводником в мире знаний и человеческих отношений.

Педагогическая техника. Мы полагаем, что для семейного воспитания большое значение имеет следующие педагогические способности:

  • чувствительность к растущему ребенку как формирующейся личности . Родителям необходимо воспринимать ребенка как что-то особенное в своей жизни, быть настроенным на него всей душой, сопереживать ему, относиться как к равному участнику общения. Такое взаимодействие с ребенком базируется на принципах гуманистической педагогики:

а) максимальное стремление помочь  ребенку (протяни руку помощи);

б) следование за эмоциональным  развитием ребенка ( не опережай эмоциональный опыт самого ребенка и его способности к реагированию);

в) самотождественность  (соответствуй  в своем поведении собственным переживаниям, своей родительской и человеческой сущности);

г) безоценочное отношение к ребенку (прими ребенка  таким, какой он есть);

д)  стремление  почувствовать то же, что чувствует ребенок (пойми его).

  • обладание коммуникативной способностью, предусматривающей расположение к людям, доброжелательность, обеспечивающее успешную реализацию внутреннего созвучия мыслей и эмоций во взаимодействию с ребенком;
  • развитые перцептивные способности: зоркость, наблюдательность, внимание;
  • интуиция;
  • диагностические и прогностические способности;
  • эмпатия;
  • способность к режиссуре;
  • способность к использованию разнообразных способов взаимодействия;
  • способность к активному воздействию на другого человека;
  • развитые личностные качества: внимание, воображение, логическое мышление.
свернуть

Наши привычки - привычки наших детей

Как известно, привычки бывают хорошие и плохие. Все хорошие привычки детей родители считают своей заслугой, а в плохих обвиняют улицу, друзей и, конечно, школу. Часто можно слышать, как мама жалуется, что ее сын был хорошим, покладистым мальчиком, а вот в школу пошел и не узнать: спорит постоянно, со всеми ссорится, старается обидеть. Огорчение мамы в такой ситуации понятно – хочется видеть в своих детях только лучшие качества. Тем более обидно, когда в семье эти качества стараются привить. Но стоит ли так уж пугаться плохих привычек?

Во-первых, любая привычка имеет в основе своей какую-либо потребность. А потому бороться с ней запретами и наказаниями зачастую просто невозможно.

Во-вторых, вредными привычками родители часто считают те, которые не нравятся им самим. На самом деле, деление привычек на хорошие и плохие весьма условно. Взрослые прекрасно это понимают, когда речь идет об их собственных «странностях». Но к детям мы обычно бываем более требовательны.

В-третьих, появление привычек и наклонностей в большей степени обусловлено чертами характера и воспитанием в раннем детстве, поэтому «дурной» пример – хоть улицы, хоть школы – не так уж страшен для того, кто благодаря родителям и ближайшему окружению с младенчества усвоил, что такое хорошо и что такое плохо.

Каждая привычка имеет свои причины и требует индивидуального подхода.

Ребенок говорит неправду. 

Наверняка, это случалось и до того, как малыш пошел в школу. Но вранье маленького ребенка достаточно безобидно. А вот ложь, касающаяся школьных проблем, доставляет серьезные неприятности и ставит иногда родителей в неловкое положение. Например, 8-летняя девочка говорила учительнице, что не может делать уроки из-за постоянных конфликтов в семье, когда обман раскрылся, мама была потрясена, наказала дочь, но не знает, как построить отношения с дочкой, чтобы подобная ложь впредь не повторялась.

Что делать?

  • Постарайтесь понять ребенка, в какой бы ситуации он ни оказался.
  • Исключите жестокие наказания, в том числе за ложь.
  • Как можно чаще демонстрируйте ребенку свою любовь, а не воспитательные принципы.
  • Постарайтесь сами, особенно при детях не ссылаться на мнимую болезнь, сильную занятость и т.д., чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей. Если ребенок возьмет с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.

Ребенок ябедничает.

В начальной школе у детей складываются первые серьезные дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом. Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, ребенку не хватает внимания и общения. Поэтому он хочет казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителей, ребят.

Что делать?

  • Пресекайте подобные поступки или никак их не поощряйте.
  • Объясните ребенку, почему людям не нравятся ябеды.
  • Поясните, что жаловаться и «стучать» - не то же самое, что рассказывать взрослым о чем-то опасном или угрожающем.

Ребенок берет чужие вещи.

Воровство – это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако, если человек крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства и если ситуация не меняется с возрастом, - значит, это уже не проступок, а болезнь.

И все же чаще дети воруют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают ребята из неблагополучных в психологическом смысле семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется только, когда происходит что-то неординарное. А обделенный вниманием ребенок рад даже наказанию или скандалу.

Что делать?

  • Ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничьтесь рассказом о своей и чужой собственности. Постарайтесь объяснить ребенку, что даже если он в чем-то очень нуждается, воровство – не способ решения проблемы.
  • Не осуждайте его публично. Если кража совершена в классе, не стоит посвящать в это всех учителей, родителей, одноклассников – с плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.
  • Не делайте негативных прогнозов относительно будущего своего чада и не озвучивайте их ему.
  • Не напоминайте все время о проступке и не уделяйте ему большого внимания. Лучше подумайте о том, как вы можете проводить с ребенком больше времени.

Ребенок грызет карандаш.

Многие дети, когда волнуются или раздумывают над сложной задачкой, любят крутить в руках или грызть карандаши, ручки, линейки. Родители часто видят в этом вредную привычку, в то время как психологи считают такое поведение первым признаком хронической усталости и стресса.

Что делать?

  • Постараться не давить на ребенка: «Ты должен это сделать во что бы то ни стало».
  • Быть гибче во всем, что касается школьных обязанностей. Вы можете помочь ребенку сделать уроки и даже выполнить трудное задание за него, если знаете, что так ему спокойнее будет идти завтра в школу.
  • Даже если успехи ребенка кажутся вам недостаточными, не делайте из этого проблему и не требуйте от него слишком многого.

Ребенок говорит плохие слова.

Несправедливо списывать эту привычку на влияние школы: ругательства ребенок узнает задолго до того, как идет в первый класс. И сам их произносит до тех пор, пока, наконец, не поймет, что это неприлично. В подростковом возрасте ребенок часто ругается, чтобы почувствовать себя взрослым и независимым.

Что делать?

  • Не используйте в своей речи ненормативную лексику.
  • При каждом новом «словечке» объясните ребенку, что так говорить не стоит.

Ребенок постоянно опаздывает.

В младших классах дети еще не могут следить за временем и часто из-за этого опаздывают. Подростки делают это, чтобы привлечь внимание окружающих и показать свою независимость.

Что делать?

  • Школьникам младших классов нужно помогать ориентироваться во времени, напоминать им о важных делах.
  • В отношении подростков действовать надо жестче. Это может сделать учитель, а родителям нужно его поддерживать. 

Эти и другие привычки могут появиться в школе, ведь новые условия заставляют ребенка искать новые пути взаимодействия с окружающим миром. Но не стоит во всем обвинять школу, учителей, сверстников. Семья имеет основное влияние на становление личности ребенка. Родителям вполне по силам уберечь подростка от негативного влияния школы и компании, если они сами будут смотреть на жизнь с оптимизмом и поддерживать дома теплую и дружескую атмосферу. 

Самое главное - ребенок должен знать, что дома всегда может найти поддержку, что родители его любят и ценят таким, какой он есть!

свернуть

Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних

«Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны перед «добрым и худым». Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями».     

О современной семье много пишут и говорят. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. По данным многочисленных социологических опросов, многие педагоги обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности, нарушению правил поведения, лжи, уходов с уроков, из дома, воровству. Первоначально такие отклонения не очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им особого значения, полагая, что ребенок еще мал, чего-то не понимает, подрастет-исправится.

При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда поначалу вроде незначительные недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Произошедшие в ребенке перемены родители замечают только тогда, когда он становится не поддающимся педагогическим воздействиям не только в семье, но и за ее пределами.

В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Главная задача, зачастую,  - накормить, одеть.

Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся и детьми.  Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка и тем более принимать советы от него. Но, когда становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает очень поздно.  Дети отдаляются от родителей, перестают посещать школу.

«Трудные» дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным словом? Для миллионера – это хулиган, для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни.

Многие взрослые часто повторяют  известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в семье – всё берется в детстве. Ребенок подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества.

Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет  жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью. Зная внутренний мир ребенка, отклоняясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.

Порой в обеспеченных, внешне благополучных семьях бывает масса проблем с детьми, ребенка не устраивают взаимоотношения в семье, которые внешне благополучные родители пытаются скрывать, и поэтому дети уходят из семьи, совершают правонарушения.

По  законодательству родители несут ответственность  за  своих детей до 18 лет.  Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. 

Педагогов начальных классов беспокоит, что некоторые обучающиеся ведут себя неадекватно. Порой просто удивляешься злости, жестокости детей. Учащиеся начальных классов могут причинять вред здоровью других детей (кусаться, пинаться, швырять принадлежности), не соблюдать принятые в классе правила поведения и общения (свободно передвигаться по классу во время урока, не реагировать на замечания педагога).  Классные руководители пишут замечания в дневниках детям, приглашают родителей в школу. Но иногда эта информация не доходит до родителей, т.к. они оказываются обманутыми собственными детьми. Забыл дневник дома, родители придут завтра, работают, не могут прийти в школу. А как же быть педагогу, как давать знания другим детям, которые хотят учиться.

На вопрос: почему ты так поступил, большинство детей отвечает – он меня обозвал, ударил, забрал ручку. Другого способа решения проблемы как ударить, причинить боль другому,  дети не знают.  Выясняя ситуацию, родители защищают своих детей в их присутствии, показывая тем самым, что подобное поведение это норма. А дети, чувствуя поддержку родителей, через несколько дней совершают новое правонарушение.   

Как  же дети решают конфликтные ситуации.  Одни так: «убеждаю, что делать так нельзя»; «говорю наедине, решаю сам, но без кулаков»; «ухожу, не связываюсь, сохраняю хладнокровие»; «ухожу и про себя ругаюсь».

А теперь послушайте, как другие решают конфликтные ситуации – «деремся»;  «вызываю на бой»; «сначала словами, а потом дракой»; «бью первым».

И вот это нас больше всего беспокоит. Почему так поступают дети? На этот вопрос можно ответить словами одного ребенка: «Мама меня наказывает за то, что не выучил уроки, не убрал в комнате, папа бьет за то, что я поступил неправильно. А почему же я не могу также поступать, мне ведь тоже делают больно и меня наказывают взрослые, родители, а они всегда правы, значит, пусть другие также терпят».

Иногда родители не просто бьют детей, но избивают собственных детей, думая,  что ребенок поймет. Но это не совсем так. Да, кому-то достаточно одного слова, другому хорошая трепка, а другому, хоть забей его – он не поймет. Вот таки детей надо показывать специалистам: неврологам, психиатрам.

Родители должны помнить, что в каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. И вот поэтому мы вместе должны помочь ребенку понять основные понятия: что такое хорошо и что такое плохо, попытаться понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. От родителей и педагогов требуется единство требований, не скрывать друг от друга в семье проступки детей.

Родителям в этом случае необходимо терпение. Но оно заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрыть на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а отец и мать были рядом и поддержали его.

Если родители с раннего возраста не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад. Самая страшная беда состоит в том, что ребенок станет взрослым, который будет воспитывать своего ребенка по своему образу и подобию. К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под названием «безразличие» по отношению к собственным детям. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было бы, помня о родительской ответственности.

   Неблагоприятные условия семейного воспитания

1. Асоциальное поведение родителей.

Для ребенка самый действенный образец его родители. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он сталкивался с резко отрицательным поведением родителей: систематическим пьянством, скандалами, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.

В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей — потребность во внимании и любви со стороны родителей.

3. Гиперопека.

В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает свободу выбора. Родители боятся, чтобы дети не наделали ошибок и по сути дела, не дают им жить. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

4. Бездуховность жизни семьи.

Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности. И как здесь не вспомнить слова П.Ф. Лесгафта о том, что лицемерие, зависть, тщеславие ребенка – это всегда следствие лицемерия, зависти, тщеславия его родителей или других взрослых.

Мы рекомендуем родителям прежде всего поддерживать контакт с классным руководителем и при конфликтных ситуациях принимать правильное решение, а при необходимости обратиться к специалистам.

Если в вашей семье возникли конфликты с ребенком, и вы не можете самостоятельно их решить, то в школе вам помогут социальный педагог, педагог - психолог.

свернуть

Компьютер и ребенок

Современную жизнь невозможно представить без компьютера. Достоинства использования компьютера в учебе и работе несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. Но возникает вопрос, с какого возраста начинать общение с этой «умной игрушкой»?

Для начала давайте рассмотрим все минусы и плюсы общения ребёнка с компьютером.

Минусы:

  • Полностью захватывает сознание ребёнка;
  • Отрицательно влияет на физическое развитие детей;
  • Повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы;
  • Содержание некоторых игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
  • Ухудшает зрение ребёнка;
  • Способствует возникновению нарушений осанки;
  • Способствует развитию гиподинамии (пониженная подвижность);
  • Вызывает игровую зависимость.

Плюсы:

  • Вызывает положительный интерес к новой технике;
  • Развивает творческие способности ребёнка;
  • Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
  • Позволяет развивать воображение ребёнка;
  • Воспитывает внимательность, сосредоточенность;
  • Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;
  • Развивает элементы наглядно – образного и логического мышления;
  • Тренирует внимание и память;
  • Развивает быстроту действий и реакций;
  • Воспитывает целеустремлённость.

Положительное влияние компьютера на ребёнка исследовали многие учёные. Они выяснили, что компьютер выполняет функцию создания неопределённости, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребёнку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Всё это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей ребёнка.

Специфика компьютерных игр заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего творчества.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребёнку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться.

Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счёт новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребёнка в учебный процесс.

Компьютер даёт ребёнку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребёнка.

Врачи утверждают, что малыш, начиная с трех лет, может сидеть за компьютером, но не более получаса в день. В возрасте с 6 до 12 лет – час. А начиная с 12 лет можно разрешать проводить перед монитором и два часа в день. Но стоит помнить, что компьютер дает нагрузку на глаза, поэтому через каждые пятнадцать минут стоит сделать перерыв. Еще лучше, если Вы обучите ребенка делать специальную гимнастику для глаз: вертикальные и горизонтальные движения глазными яблоками или просто часто поморгать.

Время провождения ребенка перед компьютером должно быть четко установлено, что бы в дальнейшем не возникало зависимости. Постарайтесь объяснить ребенку, что длительное времяпровождение за компьютером, пагубно будет влиять на его зрение.

Позаботьтесь о том, чтобы глаза не страдали от ярких цветов экрана монитора. «Поиграйте» с настойками монитора: отрегулируйте контрастность и яркость, что бы они ни били по глазам. На рабочий стол поставьте картинку в умеренных тонах. Учитывайте, что стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Проследите, что бы ребенок сидел ровно, не сутулился, так как это в свою очередь может привести к развитию сколиоза. Что бы было удобнее под ноги можно поставить подставку. Монитор должен стоять ровно, что бы ребенок ни поворачивался к нему, а смотрел прямо на центр монитора, но взгляд падал сверху вниз под углом 15-20 градусов. Компьютерное место должно быть хорошо освещено, но при этом нужно сделать так, что бы свет напрямую не падал на монитор. Старайтесь как можно чаще делать влажную уборку и проветривать комнату.

Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития ребёнка.  Не стоит опасаться пагубного влияния компьютера, при правильном подходе, он будет приносить только пользу. Причем очень часто – неоценимую. Навыки владения «чудо машиной» обязательно пригодятся ребенку в будущем. А для того, что бы «комп» стал верным другом, родителям тоже необходимо повышать свой навык владения им, что бы понимать, чем увлечены дети и разделять их успехи. Поэтому станет он верным другом или врагом, зависит только от нас.

свернуть

Как защитить себя и своих близких от вирусной инфекции

 

Как защитить себя и своих близких от вирусной инфекции:

- прикрывайте нос и рот салфетками, когда чихаете или кашляете;

- немедленно выбрасывайте использованные салфетки;

- не трогайте глаза, нос или рот немытыми руками;

- избегайте объятий, рукопожатий и поцелуев при встречах;

- чихайте и кашляйте в «локоть», если салфетки нет;

- проветривайте помещение как можно чаще,  делайте влажную уборку;

- регулярно мойте руки с мылом не менее 20 секунд или протирайте их спиртосодержащим средством для обработки рук;

- избегайте мест массового скопления людей или сократите время пребывания в них;

- если вы чувствуете себя здоровым, сделайте прививку;

- укрепляйте иммунитет: принимайте витамины, ешьте фрукты и овощи, пейте травяные чаи и настои.

Если вы чувствуете себя больным или у вас симптомы, похожие на симптомы вирусной инфекции, соблюдайте следующие правила:

- носите марлевую повязку;

- немедленно обратитесь к врачу;

- оставайтесь дома: не ходите на работу, в школу, не посещайте общественные места;

- постарайтесь находиться в отдельной комнате от остальных членов семьи;

- не приближайтесь к другим людям ближе, чем на 1 метр;

- прикрывайте нос и рот салфетками, когда чихаете или кашляете;

- немедленно выбрасывайте использованные салфетки;

- чихайте и кашляйте в «локоть», если салфетки нет;

- регулярно мойте руки с мылом не менее 20 секунд или протирайте их спиртосодержащим средством для обработки рук;

- укрепляйте иммунитет: принимайте витамины, ешьте фрукты и овощи, пейте травяные чаи и настои, соблюдайте обильный питьевой режим;

- проветривайте помещение максимально часто, делайте влажную уборку, старайтесь поддерживать комфортную влажность и температуру воздуха около 20 градусов;

- соблюдайте рекомендации и назначения врача.

 

свернуть

Родителям дошкольников

Уважаемые родители! Мы рады, что вы выбрали именно наше дошкольное учреждение!

Для обеспечения безопасности приводить в детский сад и забирать детей должны родители или доверенные взрослые лично.

Помните о взаимовежливости и общепринятых нормах общения. Ведь воспитать вежливого ребёнка можно только личным примером.

Наш день в дошкольном учреждении начинается с игр, общения, утренней гимнастики, которые создают хорошее настроение, дают заряд бодрости на весь день, поэтому приходите в детский сад до 8.10.

Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 8.15 и вечером после 17.00. в другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя. 

Нам всегда приятно видеть опрятных детей с аккуратными причёсками и подстриженными ногтями. Следите за чистотой одежды вашего ребёнка, ежедневно меняйте носочки и детское бельё.

У вашего ребенка будет свой шкафчик для хранения личных вещей. Контролируйте, чтобы в нём был порядок: чистые вещи, спортивная одежда, сменная обувь должны храниться в специальных плотных мешочках или отдельных пакетах. Обязательно должен быть сменный комплект одежды и нижнего белья. Ребенок чувствует себя очень неудобно, если ему не во что переодеться. Категорически нельзя хранить в шкафчике: лекарства для ребёнка, ключи, телефон, деньги и т.п.

Для физкультурных занятий нужна специальная одежда — футболка (без цветных принтов, бусинок, страз и других украшений), трикотажные шортики, носочки и чешки (а не другая спортивная обувь).

Ваш ребёнок большую часть времени находится в детском саду, поэтому важно, какая у него обувь. Она должна быть мягкая, соответствовать размеру ноги и плотно охватывать, но не сдавливать стопу, с удобными работающими застёжками или липучками. Подошва обуви должна быть достаточно гибкой, каблук невысокий (не более 2 — 3см), носок — широкий. Красивые туфельки на каблучке — не для ежедневной носки, оставьте их для праздников.

Если у ребенка есть любимая игрушка, книжка, их, конечно, можно принести в детский сад. Пожалуйста, помните, что дети любят делиться и меняться игрушками, которые иногда от этого портятся или теряются. Желательно не брать в детский сад игрушки и предметы, за целостность и сохранность которых вы будете переживать. Не перекладывайте эту ответственность на воспитателей.

Нельзя давать ребенку с собой жевательную резинку, сладости и другую еду.

Уважаемые родители! Приходя в детский сад на различные мероприятия (детские праздники, родительские собрания и др.), не забывайте выключать мобильный телефон и надевать бахилы, а лучше сменную обувь!

Детей с первичными признаками заболеваний приводить в детский сад нельзя! Если у ребёнка в течение дня появляются первые симптомы заболевания, родители будут сразу извещены и должны как можно скорее забрать его из детского сада.

Своевременно информируйте медицинскую сестру, воспитателей или администрацию детского сада об отсутствии ребёнка, о причинах и предполагаемых сроках. Это можно сделать накануне или в утреннее время с 7.30 до 8.30.

Не забывайте платить за детский сад и дополнительные образовательные услуги не позднее 25 числа каждого месяца.

В случае возникновения неудовлетворённости или решения спорной ситуации обращайтесь к педагогам или заведующему детского сада. Вместе нам удастся решить возникшую проблему. Помните, что все спорные и конфликтные ситуации следует разрешать в отсутствие детей!

Мы приветствуем активное участие родителей в жизни нашего дошкольного учреждения!

свернуть

Памятка родителям по правилам дорожного движения

Как показывает практика, на вопросы по знанию правил дорожного движения дети, как правило, отвечают правильно. Дети знают Правила дорожного движения, но знают их только в теории.

Как же научить ребенка безопасному поведению на улице? Одними предостережениями типа «будь осторожен» делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице. И очень большое значение имеет, в первую очередь, постоянный личный пример родителей.

Важно воспитать у детей навыки безопасного поведения на дороге, научить их правильно действовать и знать основные аварийные ситуации, в которые попадают пешеходы.

Навык наблюдения. Учим ребенка видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части. Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают, вот-вот скроют или только что скрыли движущийся автомобиль. Таким же образом ребенок должен научиться видеть факторы, отвлекающие его внимание, как сигналы опасности. Таким фактором может быть автобус, остановившийся на противоположной стороне улицы. Спеша, люди нередко попадают под колеса автомобиля, так как их внимание в этот момент было переключено только на автобус.

Навык спокойного поведения на улице. Этот навык очень важен для ребенка, чтобы он не волновался и не спешил, какие бы обстоятельства к этому не принуждали!

Навык переключения на улицу. Бордюрный камень тротуара – это граница, за которой кончаются привычки, действующие в быту. Учим ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать необходимую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.

Навык переключения на самоконтроль. Попав на проезжую часть, ребенок должен следить за своим поведением, правильно оценивать дорожную обстановку. Выработка такого навыка требует определенной тренировки. Устная информация о том, что необходимо при переходе улицы смотреть сначала налево, а затем – направо, не действует должным образом. Учите этому ребенка на практике.

Когда ребенок носит очки. Очки «исправляют» зрение только перед собой. Так называемое боковое зрение, играющее важную роль для юного пешехода, остается ослабленным! Поэтому обращайте особое внимание на детей в очках и обращайте их внимание на эту особенность.

Администрация ГУО «УПК детский сад-начальная школа д.Ковердяки»  в очередной раз обращается ко всем взрослым: пристальнее следите за поведением детей на дорогах, решительно пресекайте любую шалость, которая может стать причиной травматизма, будьте сами примерными пешеходами и требуйте этого от детей.

Памятка для родителей 

  1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.
  2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Ни в коем случае нельзя бежать! Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности. 
  3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его переходить дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев. 
  4. Учите ребенка смотреть! У ребенка должен выработаться твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма. 
  5. Начинать движение через проезжую часть на зеленый сигнал светофора можно, только убедившись, что все машины остановились. 
  6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту. 
  7. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящийся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль. 
  8. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, что нельзя прыгать на ходу. 
  9. Выходить на дорогу из-за стоящего транспорта нельзя! 
  10. Составьте для ребенка "Маршрутный лист" от дома до школы. Помните, необходимо выбрать не самый короткий, а самый безопасный путь. Несколько раз пройдите этот путь вместе с сыном или дочерью, убедитесь, что ребенок твердо усвоил этот путь.

 

свернуть

Права ребенка и их соблюдение в семье

Основные международные документы, касающиеся прав детей.

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993)

Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье» (1999).

Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» (2010)

Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. N18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком (независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения) юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:

- жить и воспитываться в семье;

- знать, кто является его родителями;

- на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

- на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

- на всестороннее развитие;

- на уважение человеческого достоинства;

- на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;

- на защиту;

- на выражение собственного мнения;

- на получение фамилии, имени, отчества;

- на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

Советы родителям.

Ребенок ни в чем не виноват перед вами: ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал вам дополнительные трудности, ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

 

         Ребенок учится тому, чему его учит жизнь

                                                        (Барбара Л.Вульф)

 

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Заповеди мудрого родителя.

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность, не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась, не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя растила, а ты …». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.

Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

         Главное - не забывать, что у всего должна быть мера.

свернуть

Законодательство РБ об ответственности родителей за воспитание ребенка

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.

В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих. 

Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным  причинителем вреда.

Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.

Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,    предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,–

наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

свернуть

Критерии и показатели социально опасного положения

 

С 01.02.2019 года вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 №22 "О признании детей находящимися в социально опасном положении". 

Согласно Приложения к вышеуказанному Постановлению критериями и показателями социально опасного положения выступают следующие:

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

 

 

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки администра-тивного правонарушения либо преступления

 

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

 

 

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

свернуть