Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление по образованию Брестского облисполкома
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Начальная школа д. Ковердяки"
Если я чем-то на тебя не похож, Я этим вовсе не оскорбляю тебя, А, напротив, одаряю. Антуан де Сент-Экзюпери |
Система образования предоставляет детям с особыми образовательными потребностями достаточно широкие возможности для получения специализированной ранней помощи и психолого-педагогического сопровождения.
Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в учреждениях образования. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.
Интегрированное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.
Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
психологического характера:
- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОПФР расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Детство – важнейший период человеческой жизни: не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.
Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом. Семейные традиции сближают всех близких родных, делают семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности; создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям. Начало нового года хороший повод завести семейные традиции, если их у Вас еще нет. Вот несколько идей относительно семейных традиций:
В заключение отмечу, что формируя семейные традиции, не забывайте о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой "свободы маневра", перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной. Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.
Пусть будет уютно и светло в Вашем доме!
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:
Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.
Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.
Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:
Биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;
психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.
Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.
Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:
Причины, которые могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка:
Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей? Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам, которые каждый день перед сном ждут возможности поцеловать свою маму. Для них это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, что это происходит потому, что поцелуй – это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.
Признаки здорового эмоционального состояния у детей
От четырех до шести лет
От шести до семи лет
Симптомы эмоциональных проблем
От трех до шести лет
Советы для родителей "Минуты нежности"
Памятка "Родительские истины"
Основные международные документы, касающиеся прав детей.
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993)
Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье» (1999).
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» (2010)
Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. N18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные акты признают за каждым ребенком (независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения) юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:
- жить и воспитываться в семье;
- знать, кто является его родителями;
- на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
- на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
- на всестороннее развитие;
- на уважение человеческого достоинства;
- на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;
- на защиту;
- на выражение собственного мнения;
- на получение фамилии, имени, отчества;
- на получение средств, к существованию и на собственные доходы.
Советы родителям.
Ребенок ни в чем не виноват перед вами: ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал вам дополнительные трудности, ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Ребенок учится тому, чему его учит жизнь
(Барбара Л.Вульф)
Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Заповеди мудрого родителя.
Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность, не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась, не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя растила, а ты …». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.
Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.
Главное - не забывать, что у всего должна быть мера.
Общение родителей с ребенком, умение слышать его и понимать – безусловно, очень важные составляющие семейного воспитания. Однако слышать и слушать – это два разных понятия, маме с папой нужно максимально сблизиться с малышом в эмоциональном плане.
Наверное, хотя бы один раз в жизни случалось так, что вы слушали, но не слышали своего ребенка, не задумываясь над его словами или попросту не пытаясь его понять. В таком случае нежелание родителей научиться слышать своего ребенка может стать причиной того, что малыш будет вынужден доверять собственные переживания друзьям, знакомым или даже виртуальным дневникам.
Как научиться слышать своего ребенка.
Многие дети, которым нужна помощь и моральная поддержка, не получают ее от родителей, поэтому вынуждены делиться своими переживаниями с другими людьми. Маме и папе необходимо научиться слышать своего ребенка, ведь общение поможет вместе построить вам доверительные отношения и стать ему настоящим другом.
Семья для ребенка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру, и всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат , это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Условия успешного семейного воспитания
Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии ребенка:
Успешное становление личности ребенка в семье достигается , если родители:
- физиологические потребности – в пище, тепле, движениях, жилище, отдыхе;
- в безопасности своего существования, в постоянстве, порядке;
- в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;
- в уважении и признании со стороны значимых для ребенка лиц, в позитивной самооценке;
- в самоактуализации, т.е. в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощения «себя»;
Педагогическое мастерство родителей сходно с деятельностью педагога. Педагогическое мастерство родителей – это комплекс существенных характеристик воспитателя, позволяющих в любой ситуации воспитания чувствовать себя готовым к решению создавшихся проблем, обеспечивающих выбор и реализацию оптимальных способов разрешения возникающих противоречий. В структуре педагогического мастерства ученые выделяют следующие компоненты:
Направленность – это система устойчиво доминирующих мотивов, определяющих действия и поступки человека. Ведущий мотив родителей – это любовь к ребенку. Сложность родительской позиции в том, что она двойственна. Во-первых, это действительно определенный отказ от себя, собственных амбиций, настроений, самоограничение; во-вторых, это ограничение ребенка, регуляция его потребностей, запросов, интересов.
Специальные знания, необходимые для семейного воспитания, можно охарактеризовать следующими позициями:
Педагогическая техника. Мы полагаем, что для семейного воспитания большое значение имеет следующие педагогические способности:
а) максимальное стремление помочь ребенку (протяни руку помощи);
б) следование за эмоциональным развитием ребенка ( не опережай эмоциональный опыт самого ребенка и его способности к реагированию);
в) самотождественность (соответствуй в своем поведении собственным переживаниям, своей родительской и человеческой сущности);
г) безоценочное отношение к ребенку (прими ребенка таким, какой он есть);
д) стремление почувствовать то же, что чувствует ребенок (пойми его).
Основа воспитания детей - семья, так было всегда, так будет впредь. Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский по этому поводу говорил: "Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя"
Каковы же условия правильного семейного воспитания?
Плохо живется детям в семьях полных, но неблагополучных (В семье ссоры, скандалы из-за неправильного поведения одного из супругов. Дети все это воспринимают болезненно). Есть семьи, где не любят ребенка. Ребенок это видит, понимает. Такие дети ведут себя по-разному. Одни угрожают родителям, другие пытаются вызвать к себе жалость, замыкаются, хотят обратить на себя внимание, ожесточаются делают зло, ожесточаются но результат один – неуравновешенное поведение.
Есть семьи, которые отличаются гиперопекой. Воспитывают в оранжерейных условиях, сдувают с ребенка пылинки, не позволяют ничего делать, принимать самостоятельные решения. Из таких семей вырастают ленивые, капризные, несамостоятельные люди. Они, став взрослыми, не в состоянии взять на себя домашние заботы, тем более заботы о свои близких.
Дурное воспитание приводит к хулиганству, правонарушениям, преступлениям и заканчивается тяжелыми последствиями.
Сухое и суровое воспитание - к жестокости.
Противоречивое воспитание (родители - одно, бабушки - другое, школа - третье) приводит к неврозу.
Итак, если вы хотите стать современными родителями, то должны в своем воспитательном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ: Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении.
Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная обстановка. Воспитание детей одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми.
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ: Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ: Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети - тоже. Однако дети - люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела "вместо", "за" ребенка.
ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ: Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка.
ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ: Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
Никогда не ждите особого случая - хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались не замеченными. Причем хвалите не вообще - а конкретно. Не "ты молодец", а "ты молодец потому что..." и обязательно дайте почувствовать свое настроение - в данном случае свою радость по поводу его успеха.
ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ: Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу - дать осознать услышанное.
Любое замечание надо делать сразу после ошибки.
ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ: Главное - оценить поступок, а не личность.
К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. "Ты плохой" (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации "ты поступил плохо" (оценка поступка).
Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность. Для того чтобы указать ребенку на его ошибки, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание - чем лучше.
ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ: Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.
Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка - не одно и то же. Ведите себя именно так. Нет никакого терпения матери и отца. Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и не талантливых, хороших и плохих.
Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели - не больше чем цепь хаотических порывов. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку, включайтесь в построение системы перспективных целей - от дальней к средней и от нее к сиюминутной.
ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ: Воспитание должно быть поэтапным.
Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажите "Прыгай", то ничего путного не добьетесь. Планку надо подымать постепенно. Задача воспитателя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ: Воспитатель должен быть строгим, но добрым.
И в этом суть современности. Ведь если в отношении дурного поступка проявилась жестокость и бескомпромиссность - как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо, - это дает результаты в воспитании.
Уважаемые родители! Любите своего ребенка красивого и не очень, здорового и болезненного, послушного и озорного - любите не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Замечайте каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, от души радуйтесь этому успеху, и у ребенка возникнет желание чаще доставлять родителям или близким эту радость, и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия.
И каждый раз, когда вам захочется его отругать, посмотритесь в зеркало и задумайтесь: а нет ли в этом вашей вины?